1. Журнал
  2. Искусство273
  3. Стрит-арт52
  4. Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта
Звук, свет и танец как основа программы Архстояния-2013
Abitant logo whiteAbitant
6940
Конец эпохи ленд-арта

Фестиваль ленд-арта в Калужской области, который с 2006-го два раза в год заставляет часть горожан отправиться на территорию национального парка "Угра", в этом году пережил закономерный этап эволюционного развития. В онтогенезе "Архстояния" угадываются "вечные" закономерности освоения "дикого" ландшафта "цивилизованным" человеком.

На территории крупнейшего в Европе арт-парка (около 600 га) в течение 7 лет возникали и исчезали деревянно-металлические результаты поэтических и философских размышлений российских и иностранных архитекторов и художников. К 2013-му объем "наследия" достиг той точки, когда кураторам стала очевидна необходимость на время прекратить процесс строительства. В противном случае баланс соотношения рукотворного и естественного на территории, который является частью концепции, мог бы быть нарушен. Поэтому фестиваль ленд-арта "Архстояние-2013" парадоксальным образом предложил участникам и зрителям поразмышлять на тему освоения пространства с помощью звука, движения и света. А площадками для перформансов стали объекты прошлых лет. Кураторы Катя Бочавар и Антон Кочуркин так озвучили свою позицию: "Человечество больше не осознает себя, как частицу живого организма Земли. Мы уже не homo sapiens, но homo sapiens sapiens. Человек не только "разумен", но и подчинен своей "разумности". Он не только не хочет, но и не может больше жить без созданного им самим, искусственного мира машин и механизмов". 

Ротонда Александра Бродского днем была задействована как павильон для поэтического перформанса "Лично", во время которого современные поэты читали свои стихи одному слушателю в течение часа. Вечером постройка с десятком разномастных дверей превращалась в театральную сцену для опять-таки поэтического спектакля студентов МХАТа. 

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

На "Быстрой тропе" - гигантском батуте от архитектурного бюро Salto Architects выступали танцоры под электронную музыку, ритм которой должны были рождать движения их тел. Говорили, что к поверхности батута подключены чувствительные детекторы, но в действительности сложилось впечатление, что люди с ноутбуками использовали готовые семплы.

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

"Удаленный офис" превратили в музей в парке, разместив под его крышей экспозицию Алексея Трегубова и Виты Буйвид "Кунсткамера".

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Внутри арки Бориса Бернаскони, напоминающей азиатское святилище, устроил перфоманс "Домик подвешенного" обнаженный Федор Павлов-Андреевич. Его подвесили в сетке на двух диагонально натянутых тросах над черным "колодцем" Комнаты Художника. 

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Другая часть объектов осталась в тишине. Золотой телец Василия Щетинина, созданный в 2009-м, изменил окраску на серебристо-серую, что добавило скульптуре нового осязаемого смысла.

Конец эпохи ленд-арта

Интерактивная инсталляция "Штурм неба" стала непредсказуемой и опасной: некоторые из деревянных ступеней-реек ломались под ногами.

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Храм Вселенского Разума, Граница Империи, Маяк и Святилище, апеллирующие к тысячелетним символам, с каждым годом приобретают все большее очарование "вечности". 

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Новый объект на территории этим летом все-таки появился. Творческая энергия одного из вдохновителей фестиваля Николая Полисского заставила появиться на опушке соснового леса "Бобур". Beaubourg — название старейшего квартала Парижа, в котором располагается Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду. "Бобур" Полисского — это сложная металлическая каркасная конструкция, оплетенная березовой лозой, состоящая из 22-метровой башни и сложных вывернутых наружу труб вокруг. Взяв за основу традиционную технологию лозоплетения, художник, увеличив масштаб, сплел свой объект, как огромную корзину. Главная деталь инсталляции — трубы, по форме напоминающие трубы Центра Помпиду. Внутри конструкции находится винтовая лестница, поднявшись по которой можно попасть на смотровую площадку. 

Конец эпохи ленд-арта

Считается, что ленд-арт как направление современного искусства начал формироваться в 60-е годы в Соединенных Штатах Америки. На волне увлечения хиппи-культурой художников заинтересовала работа с пейзажем как с материалом, площадкой и объектом изучения одновременно. Сегодня, по мнению критиков, ленд-арт в большинстве своем коммерциализировался и стал еще одной ипостасью дизайна. Проекты, созданные в этом жанре, часто сопровождают фестивали на открытом воздухе какой бы теме они не были посвящены. В США главным событием такого рода можно считать Burning Man в пустыне Невады, где ежегодно посреди выжженной равнины возникают фантасмагорические объекты.

Если в России лэнд-арт популярен и, по сути, только зарождается, то за рубежом можно наблюдать его закат. Возможно, это происходит из-за тенденции к личностному самовыражению. Утопическое желание покончить с рыночной системой уступило место персональным проектам, сосредоточенным на городской проблематике. 

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Конец эпохи ленд-арта

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться.

загрузка ...
войтиконсьерж чатизбранноеспецификацииколлажиисториясообщения
добавить в запрос
отложить в подборку
добавить в запрос
отложить в подборку