
На протяжении всего ХХ века Япония смело отстаивала свои позиции авангардийской архитектурной державы во главе которой стоят такие идейные лидеры, как Кендзо Танге (Kenzo Tange), Фумихико Маки (Fumihiko Maki), Кисё Курокава (Kisho Kurokawa), Арата Исодзаки (Arata Isozaki). В начале ХХI века почетный пьедестал архитектурного авангардизма по-прежнему остается за проектировщиками-концептуалистами из Японии: на слуху Кенго Кума (Kengo Kuma), Тадао Андо (Tadao Ando), Тойо Ито (Toyo Ito), Кадзуё Сэдзима (Kazuyo Sejima), Рюэ Нисидзава (Ryue Nishizawa) и т.д. Один из представителей этой великолепной интеллектуальной когорты Шухеи Эндо (Shuhei Endo), основатель и ведущий проектировщик архитектурного бюро Paramodern, менее известен и популярен на Западе, но этот факт нисколько не умаляет ценности его ярких экспериментальных проектов, основанных на теории современной трактовки модернизма.
Парамодернизм Шухеи Эндо
«Модернизм с заглавной буквы М уже мертв. У этого стиля больше нет основополагающей цели, потому что значительно изменились запросы социальной среды по сравнению с теми, которые были свойственны времени возникновения этого термина. Однако модернизм как метод дизайна, как подход или стратегия организации конкретного пространства, остается неким абсолютом и на данный момент. Но под воздействием новых реалий проекты выглядят уже по-другому – «парасовременно», – объясняет свое видение современной ситуации в архитектуре Шухеи Эндо. – (...) По моему глубокому убеждению, изменение климата – единственная и самая большая угроза миру и всему живому многообразию. И потому многие мои здания – это результат эксперимента с дешевыми и стабильными материалами многократного использования. Они могут выглядеть не столь глянцевыми, как роскошные бетонные виллы на Ибице или футуристическими, как небоскребы Дубая, но в некотором смысле я строю более современные здания, потому что они годятся не только для относительно безопасного мира, в котором мы живем сейчас, но также и для реалий, к которым мы стремительно приближаемся».
Шухеи Эндо хорошо известен мировому профессиональному сообществу своими авангардными строениями типа Rooftecture («структура-крыша»), Halftecture («структура равных частей»), Springtecture («структура-пружина»), Glowtecture («прозрачная структура»), Bubbletecture («структура-пузырь»), Looptecture («структура-лупа») и др. Сегодня речь пойдет об одном из его уникальных «пузырей» – здании культурного центра в японском округе Саё (префектура Хёго). Bubbletecture H представляет собой обтекаемую биоморфную структуру (общей площадью 968 кв.м.), обшитую окисленной сталью.
Культурный центр в Хёго
«Главным пожеланием заказчика было, чтобы у всех людей, которые посетят это место, в том числе у жителей префектуры Хёго, проснулся бы интерес к глобальным экологическим проблемам, и они смогли бы оценить подход архитектора как исследователя экологии места, – комментирует проект Шухеи Эндо. – Мы подумали о создании нового архитектурного пространства-ландшафта, которое имело бы точку контакта с природой и окружающей средой через ключевое понятие «взаимопроникновение».
Трехчастная каплевидная форма проекта возникла в связи со сложной диспозицией участка, выделенного под застройку: здание должно было появиться на крутом склоне у подножья лесного массива. Кроме того, авторы стремились минимизировать ущерб от вторжения в природный ландшафт. Два крыла здания вытянулись на ровном плато, тогда как третье нависло над склоном и примкнуло к башне, напоминающей пузырь. Несущую модульную конструкцию собрали из японского кипариса, фасады отделали инновационным покрытием: 1,2-миллиметровыми стальными кровельными панелями Indaten® от ArcelorMittal. Небольшая часть здания отделана также торфяными блоками с мхом. Выбор материалов был обусловлен пониженным количеством выбросов углекислого газа и стремлением к визуальной ассимиляции постройки в контекст естественного ландшафта.